Перейти к основному содержимому
Меню

Подготовка к ЕГЭ как развитие у детей навыков непрерывного и гибкого мышления (Мы ТАК учим)

Подходы к естественному и плавному вовлечению детей в науку

Преподаватели: Екатерина Викторовна Осипова

Записаться
Этот курс включает:
  • Доступ на разных устройствах
  • Неограниченный доступ к материалам

О курсе

«100 тысяч ПОЧЕМУ живут на белом свете» – слова известной детской песни. Действительно, к большому счастью, дети имеют прекрасную привычку задавать вопросы «А почему так?» Чем старше становится человек, тем более, как правило, эти вопросы стираются или заменяются на «Как?». Первопричина, увы, традиционно заменяется на следствие: так проще.

Мы стараемся говорить с детьми на языке первопричин, обоснований, размышлений, связок и осознаний. О некоторых приемах обучения ребят мы и хотим рассказать. Надеемся, данный курс поможет вам понять некоторые особенности учебы в физико-математической школе.

Для кого курс

Этот курс создан для родителей учеников, раздумывающих над поступлением в физико-математическую школу. Конечно же, для самих таких учеников. А также для всех школьников средних и старших классов - с 7 по 11.

Как проходит обучение

  • Регистрируйтесь

    Регистрируйтесь и выбирайте курс — он сразу появится в вашем личном кабинете

  • Смотрите видеолекции

    Проходите уроки курса, смотрите видео и дополнительные материалы

  • Выполняйте задания

    В курсе нет дедлайнов: можно начать учиться в любое время и выбрать удобный темп

Программа курса

Подход 1. Не-жесткость, вариативность

На этом уроке мы рассмотрим несколько задач. Для решения каждой из них будут применяться разные подходы и методы, один или несколько из которых дети могут выбрать в последующем для своей основной работы с теми или иными задачами.

Подход 2. Фантазии на тему формулировок

Как мы знаем, при восприятии человеком информации важно не только ТО, что сказано, но и КАК. Так же и в математике - особенность восприятия задачи может сильно зависеть от ее формулировки.

Подход 3. Одинаковое в разном

Можно заметить, что при решении жизненных задач мы используем не так уж много приемов и методов. Даже если сложившиеся ситуации на первый взгляд кажутся различными. На этом уроке мы посмотрим, как применяются единые идеи и методы решения для внешне разных задач в математике.

Подход 4. Иллюзии похожести

К сожалению, довольно регулярно дети пытаются «копировать» решения задач, кажущихся им «похожими». Однако эта похожесть зачастую иллюзорна. Мы увидим, как малейшее изменение условия может существенно повлиять на решение.

Подход 5. Творческие провокации

Единичная задача редко позволяет прочувствовать всю её суть. Тем более, несколько похожих и на одну и ту же идею. У детей могут выработаться, в лучшем случае, технические умения по решению подобных задач. Тогда как аккуратно подобранные их серии побуждают вступать в «диалог» с каждой новой задачей.

Подход 6. Лирические отступления

Как известно, самая прочная связь – привычка. Особенно в состоянии стресса, человек, как правило, прежде всего начинает вести себя привычно. В стрессе думать особо некогда, надо бежать. И ЕГЭ – самый, что ни на есть, серьезный стресс для ребят. Поэтому мы стараемся включать в изучение любой темы идеи из прошлых тем, самых, казалось бы, неожиданных. Чтобы у ребят постепенно вырабатывалась прочная привычка видеть связи, а затем и глубинную суть.

Подход 7. Сочинения в символах

Все дети к определенному возрасту начинают довольно прилично понимать, как пишутся хорошие сочинения, доклады и даже рефераты. Все они имеют определенную структуру, устроенную таким образом, чтобы читающий максимально доходчиво понял, что же автор хотел сказать. Однако народная молва устойчиво отделяет «математиков» от «филологов». Тогда как решение любой задачи, чтобы быть понятым, следует так же писать на естественном языке.

Подход 8. Визуализация образов

Ни для кого не секрет, что многие люди воспринимают информацию «на глаз», причем в разнообразных смыслах. В любом случае, картинка обычно трактуется легче, информативнее, полнее, чем сухой текст или формулы. О рисовании и распознавании картинок мы и поговорим на этом уроке. В том числе, о том, как графическое изображение условия задачи помогает найти ее решение.

Подход 9. Четыре уровня работы с формулами

Будучи наукой в достаточной степени точной и расчетной, математика оперирует весьма большим количеством формул. При этом, одна из частых ошибок состоит в мнении, что «всю эту кучу формул надо срочно выучить», иначе счастье не настанет. При этом полностью теряются как предыстория вопроса – какова структура формулы и, соответственно, ее вывод, так и умение видеть её в задачах, а на самом высшем уровне – интуитивно распознавать её присутствие в них.

Подход 10. Синтез методов "От простого к сложному" и "Метода погружения"

На этом уроке мы будем решать сюжетные задачи, совмещая при размышлениях два известных способа: постепенное усложнение – метод, более характерный для общеобразовательной средней школы – и быстрое "погружение" на сложный уровень – чаще применяемое в школах физмат направленности. Никакого конфликта, только синтез и взаимопроникновение.

Подход 11. Работа над ошибками

На этом, последнем уроке из цикла, мы снова вернемся к особенностям работы сознания в состоянии стресса. Потому что не только экзамен для ребенка является стрессовым мероприятием, но и, в той или иной мере, любая контрольная работа. Порой чудеса, которые дети пишут на контрольных, удивляют их после выдачи проверенных работ не менее, чем потрясенных проверяющих. Было бы здорово научить ребят видеть свои ошибки, насколько это возможно. Об этом речь на нашем последнем уроке.


Преподаватели

Осипова Екатерина Викторовна

Преподаватель математики

Выпускница ФМЛ 239
Выпускница кафедры экономической кибернетики СПбГУ
Окончила аспирантуру ЭМИ РАН
В течение 14 лет преподавала в СПбГУ и 10 лет в Академической Гимназии при СПбГУ (45 интернат).
Окончила музыкальную школу по классу фортепиано
Занималась элементами арт-терапии, в том числе психологией звуковосприятия и цветопостановки
В ФМЛ 30 работает с 2018 года
Счастливая мама троих детей

Внести в список